photooniphone.ru

Сайт для тех, кто фотографирует на iPhone

Квадратная композиция в фотографии

Среднеформатные камеры с квадратным форматом итоговых фотографий появились примерно в 1930 году, начиная с Rolleiflex и Voigtländer TLR, которые были одобрены профессионалами. В конце 1950-х к ним присоединился Hasselblad, а затем и Kodak Instamatic. Последняя окончательно убедила любителей, что повседневные фотографии «должны» быть квадратными.

В 1980-х годах ситуация изменилась. С появлением доступных 35-миллиметровых зеркальных и компактных плёночных камер, прямоугольная рамка получила доминирующее положение. Только компании Polaroid удалось сохранить «квадратные традиции» на некоторое время, но только до появления цифровых камер в 1990-х гг.

Несмотря на серьезное ослабление, квадратный формат отказывался умирать. Примерно в то же самое время, когда Polaroid прогнулся под давлением «цифровой волны», возникло художественное движение вокруг необычных квадратных изображений, созданных недорогими игрушечными камерами. Тем временем профессиональные камеры квадратного формата становились драгоценным антиквариатом и были надолго забыты, но не художественная оценка квадратной фотографии.

В мире цифровой фотографии люди быстро поняли, что с такой невероятной универсальностью в пост-обработке у тебя всегда есть выбор — придерживаться внутреннего прямоугольного формата камеры или легко обрезать его до квадратного. Любители и профессионалы одинаково массово пользовались этими цифровыми опциями. Позже, признавая бессмертную эстетическую любовь к «квадрату», несколько приложений для iPhone в 2010 году, включая Instagram, рекламировали квадратный формат изображений в своей соц. сети как нечто особенное и новое. В цифровых камерах появилась возможность использовать квадратный формат во время съемки, отображая квадратную сетку на экране или при создании снимка.

История показывает, что квадрат, как форма построения кадра, остаётся интересным и по сей день. Несмотря на все изменения в удивительной эволюции мира фотографии, «квадрат» всегда возвращается обратно.

Мы решили поделиться с вами некоторыми рекомендациями при съёмке фотографий с квадратной композицией или, как её ещё называют, квадратной рамкой.

Усложнённое правило третей

Чем просто размещать объекты по краям кадра, что предлагается правилом третей, гораздо интереснее подумать о ваших квадратных фотографиях с точки зрения 9-ти квадратов меньшего размера, которые создаются линиями сетки.

В таком случае, мы можем рассматривать каждый из девяти квадратов как полноценный кадр и перенести смысловую нагрузку на один из них.

Предметы кадра, которые должны создавать эффект контраста, или являются дополнением к снимку, стоит помещать в центр любого из восьми наружных квадратов, в то время как центр следует «зарезервировать» под главный объект или под точку, направляющую взгляд зрителя.

Если напрячь воображение, то выйдет, что люди на заднем фоне находятся вверху 9-ого квадрата, ну или между 6-м и 9-м квадратами.

Можно пойти ещё дальше. Убираем сетку и представляем, что центр кадра – самое главное, а края – фон и дополнительные элементы, при этом второстепенный объект или, как в случае с этим примером, несколько людей на фоне, размещаем в импровизированном наружном квадрате. В так случае расположение объектов может быть более свободным и уникальным.

Чаще используйте пустое пространство

Как говорил Стив Джобс: “Simplicity is the ultimate sophistication,” (простота – есть полноценная утонченность), и он явно был прав. Трудно заставить «перегруженную», грязную фотографию выглядеть хорошо, особенно когда речь идёт о небольших квадратных фотографиях, где место для размещения объекта сильно ограничено, или, правильнее говоря, сжато.

Негативное (пустое) пространство — лучший друг квадратных фотографий. Внутри этой формы одинаково легко показать контраст, масштаб и пустоту. Иногда всё это может существовать на одном снимке, чаще всего это достигается при использовании фигуры человека на фоне чего-то очень масштабного.

На фото выше большую часть кадра занимает небо, то есть негативное пространство, что позволяет сфокусироваться на персонаже, и даже создает определенное настроение.

Заполните кадр полностью

Если основной целью вашей фотографии является демонстрация необычного объекта, то хорошей идеей будет «позволить» объекту заполнить всю рамку фотографии. В квадратном снимке очень мало места лишних деталей, он обрезает верх или края обычной фотографии, что заставляет фотографа «сжать» кадр. Отойти, сменить ракурс, поменять линзу, чтобы большее количество информации вместилось на фотографию. Используйте это как возможность заполнить кадр каким-то нестандартным объектом, не показывайте окончания и начала объектов в кадре.

Один из плюсов квадратного формата — это симметричный кадр. В обычном формате прямоугольника мы не можем (если следовать базовым правилам композиции) поместить линию горизонта по центру кадра, а вот в квадратном формате — пожалуйста.

Направьте взгляд на объект

Для того, чтобы внимание зрителя было приковано к объекту и следовало за ним, его местоположение нужно подчеркнуть. Это можно сделать, правильно выстроив линии на фотографии. Так называемые «ведущие линии» отлично вписываются в квадратные фотографии, ведь там глаз сам цепляется за любые линии и пытается найти главное на картинке.

Из-за того, что зритель смотрит сначала на передний план, а после уже — на дальний и на фон, подведя линии к главному объекту можно добиться того, что взгляд плавно проследует от начала изображения и обратно, то есть от переднего плана, далее – к объекту и наоборот.

Нарушайте правила

Иногда самые шедевральные снимки противоречат привычной логике. Не смотря на то, конечно, что наши подсказки частенько окажутся вам полезны, доверять в конечном счете следует именно собственному восприятию фотографии.

Если кадр совершенно не следует композиции, но эстетически и визуально приятен, или настраивает на приятную атмосферу – не думайте дважды, публикуйте его! Чем в таком случае вам поможет квадратный формат? Он сделает фотографию композиционно приятнее, даже если вы не задумывались о расположении объектов, нажимая на спуск затвора. Так же квадратные фотокарточки воспринимаются как отсылка в прошлое, когда почти все профессиональные камеры снимали в формате 6х6 на 120мм плёнке, а энтузиасты покупали себе Rolleiflex Baby и подражали профессионалам снимая 4х4 на плёнку 127мм.

В остальном, мы можем только пожелать вам побольше вдохновения, которое вы всегда можете найти на канале Ника.

Об авторе

Автора зовут Ник. Он фотограф и видеооператор из Одессы. Сейчас изучает историю театра и кино в Вене. Ник всегда в поисках новых инструментов и способов для съёмки красивых фотографий. Любит использовать свои идеи, события и окружающий мир, чтобы помочь другим перейти от съёмки простых снимков к серьезному искусству фотографии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *